Интервью с разработчиком
АЛЕКСЕЙ ЛЕВИНСОН
Работал заведующим отдела социологических исследований в Союзаттракционе с 1977-го по 1982 год. Придумал название "Магистраль" и версию "Морского боя" на двоих - "Торпедную атаку".


Научно-исследовательской и организационно-методической работой по вопросу воспитательного воздействия игровых автоматов на молодежь занималась Центральная научно-исследовательская лаборатория по разработке и внедрению новой аттракционной техники (ЦНИЛАТ) при Союзатракционе.

В частности, Алексей Георгиевич Левинсон, с которым сотрудники нашего музея встречались лично в 2015 году, рассказал про свою работу в Союзаттракционе. Алексей Георгиевич был заведующим отдела социологических исследований с 1977го по 1982 год.

В 1981 году он написал статью "Некоторые вопросы воспитательного воздействия игровых автоматов на детей и подростков" в журнале "Экспресс-информация", издававшимся специализированным информационным центром по проблемам материально-технической базы культуры "Гипротеатр".

Вот как он определял идеологию сферы развлечений и автоматов того времени:
Общий социальный эффект аттракционов определяется как разновидность эффекта рекреации. Под рекреацией советскими учеными понимается действие по восстановлению способности к труду, более широко - по воспроизводству рабочей силы. В это понятие включается не только физиологический отдых, нервная разрядка, но также и передача определенных навыков, знаний, представлений, необходимых активному члену общества.
Алексей Георгиевич согласовывал внешний вид, цвет, понятность конструкции, форму, доброжелательность автомата. Именно он придумал название "Магистраль" и версию "Морского боя" на двоих - "Торпедную атаку".
Союзаттракцион делился на технический отдел, отдел эксплуатации и лабораторию (в которой были - отдел социологических разработок, отдел экономического развития, информационный отдел (библиотека) и отдел перспективных разработок).

Торгово-промышленная палата закупала из Японии и Америки образцы без лицензии. ВПК по плану товаров народного потребления выпускал игровые автоматы, но работать в этот отделе считалось непрестижно.

Эрозия советской системы: люди хотели развлекаться, но при этом рушился облик страны с коммунистической идеологией.

Поначалу автоматы не принимались населением.

Во-первых, из-за того, что это западное веяние, считалось, что с запад идет "зараза", что игры "учат плохому". Во-вторых, их по незнанию путали с "однорукими бандитами" В-третьих, чтобы поиграть, надо было потратить деньги - было отторжение от такого "капитализма".

Требования населения к автоматам: ориентированность на идеологическое, эстетическое и трудовое воспитание.

Директор Союзаттракциона - Георгий Сергеевич Агадзьянов.

Главный инженер - Вячеслав Алексеевич Севастьянин.

Заведующий экономическим отделом - Лувье Александр.

Здание на Рылеева, 25. Подвал с экспериментальным залом. В саду Эрмитаж, в помещении бывшей церкви на Нижегородской - центральная научно-техническая лаборатория аттракционов. Туда даже приезжал представитель Nintendo.

Союзаттракцион не занимался эксплуатацией, техники нанимались на местах.
Музей благодарит Эдуарда Анатольевича за предоставленные сведения о разработке автоматов. Все материалы опубликованы с его разрешения.
© 2021 Музей советских игровых автоматов

г. Москва, Рождественка, 12
+7 (495) 628-45-15
0rub@15kop.ru