ФЛОРИНА РОЖНОВА
Нестандартные технические решения
и успехи специалистов омского завода «Электроточприбор».
Только объединенные решения и действия могли привести к успеху!
Интервью с разработчиком
Флорина Р. после окончания Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского работала в «Центральном конструкторском бюро автоматики», г. Омск.
Затем от теоретических изысканий перешла к реальному воплощению идей на омском приборостроительном заводе «Электроточприбор».
В настоящее время живет в городе Волжский, что в 20 км северо-восточнее Волгограда.

Решила ответить на просьбу рассказать об особенностях технических решений советских инженеров при внедрении в производство игровых автоматов, и задумалась. С чего начать, и как писать на такую серьезную тему…


Мы были первыми – и это главная нетривиальность!


Остановите время, я сойду!..

Лиха беда начало!

Город Омск, приборостроительный завод «Электроточприбор», начало 1977 года. В СКБ завода был организован новый отдел НИО-3. Руководителем этого научно-исследовательского отдела был назначен Эдуард Клейнер. По слухам, набор специалистов планировался только из состава СКБ, и занимался этим сам руководитель лично. По лабораториям и отделам прошел шумок, желающие зашевелились. Я работала в лаборатории № 3. Меня недавно повысили н одну ступень, и надежд на перемены не было. Конечно, тоже хотелось чего-то свеженького, вдохновляющего. Но…

Все приходит вовремя к тому, кто умеет ждать

Однажды к нам зашел Клейнер. Прямой наводкой он направился ко мне и представился— начальник отдела новых разработок. По-деловому и без предисловий он предложил мне работу в отделе. Несколько оторопев, я попыталась объяснить свою ситуацию, но, видимо, у него все уже было решено. Вкратце объяснив суть предстоящих задач отдела, он окончательно убедил меня. Я тут же дала согласие на перевод. В лаборатории кто-то завидовал, кто-то предостерегал меня, но это был мой шанс.

Адаптация номер раз

Коллектив отдела подбирался энергичный и доброжелательный, с большим желанием решать поставленную задачу. А она была не совсем стандартная — в течение года «скопировать» и изготовить опытный образец игрового автомата, подобного «Steeplechase» калифорнийской фирмы ATARI. Оригинал был изучен, нашему будущему автомату дали имя «Скачки».
В порядке обследования выяснилось, что при копировании образца можно перенять только правила игрового процесса и принцип устройства блок-схемы. На нашем приборостроительном заводе «Электроточприбор» не было деталей, микросхем и прочих материалов, подобных аналогу. «Добывать» комплектующие на стороне было бы неразумно, ведь в планах завода намечался серийный выпуск этих игровых автоматов. Так что начинать надо было почти с нуля…
«Советская плановая модель экономики корректировала производство: советские инженеры на основе западных делали советские игровые электронные аппараты, но только из имеющихся на конкретном заводе комплектующих».
Игровые автоматы: откуда они взялись в СССР и как устроены

Мы создавали из того, что выдавали…

На новое место меня перевели последней. Когда зашла в комнату, все были заняты, и, ответив на мое приветствие, снова уткнулись в бумаги. Пока я осваивалась за рабочим столом и оглядывалась, ко мне никто не подходил. Позже пришел начальник лаборатории и сообщил — моя задача разработать блок управления для игрового автомата. Он пояснил, мой блок должен выполнять функции большой микросхемы, которая управляла игрой зарубежного оригинала.

Микроконтроллер «Steeplechase» (одна большая микросхема) — требуемое функционирование обеспечивается заключением в память устройства определенной программы.

Ну что ж, есть задача — будем решать. Начнем с логической схемы блока, затем блок-схема управления с учетом взаимодействия его частей. Далее выделение конкретных направлений сигналов в процессе игры. И, наконец, последовательная разработка принципиальной схемы — поэтапно, от входных сигналов к выходным, с обратной связью, откликом на внешние воздействия.
Вопрос о том, из каких электронных элементов реализовать схему, был ясен с самого начала. На тот момент времени интегральные микросхемы ТТЛ серии К155 были самой полной и популярной у советских инженеров серией микросхем, к тому же очень надежной. Их и взяли на вооружение. Не скажу, что было просто. Тут главное внимательно и с любовью составлять из микросхем-кирпичиков уютную и красивую схему.
«Если принципиальная схема нарисована хорошо, то она поможет разобраться в работе схемы, облегчит поиск неисправности; если схема нарисована плохо, то она лишь запутает дело.»
«Искусство схемотехники», Пауль Хоровиц и Уинфилд Хилл.
Диагностика важных участков принципиальной схемы проводилась на макетах. Монтаж велся на макетных платах навесным монтажом. Помогала нам опытная монтажница, приглашенная из цеха. Наблюдать за сигналами на выходах и входах элементов макета помогал осциллограф. Он всегда стоял на моем столе, и лишь изредка я доверяла его другому пользователю. Выявленные на макете ошибки тут же исправлялись и вносились в схему. Так проводилась отладка всей схемы.
На определенном этапе я зашла в тупик — лошадка никак не хотела бегать! Даже эффект присутствия начальника лаборатории не помогал справиться с проблемой…
Странно, что решение пришло в автобусе! Мы возвращались домой. Сотрудники мужчины стоят, спорят о чем-то своем. И вдруг я вскрикнула: «Нашла! нашла!». Один из них удивленно спросил: «Это ты всю дорогу думала?» Я только помотала головой – а как объяснить озарение?
И еще о нетривиальности. Для разработчика блока памяти необходимо дискретное изображение лошади. Дизайнер организовал конкурс на такой рисунок из квадратиков. Казалось бы, ерунда, а вы попробуйте! Перебираю дома рисунки для детей, и вдруг в узоре для вязания вижу маленькую лошадку. Никому не говоря ни слова, кладу этот рисунок в конкурсную папку. Никак не ожидала, но дизайнер выбрал именно ее!
Кстати, микросхем памяти у нас тоже не было, как быть? Здесь тоже сработала находчивость – наш инженер схемотехник решил сделать на диодах. И ведь сработало!
В общем, дальше у всех дела успешно продвигались к завершению этапа разработки.

Адаптация номер два — трассировка!

Дальнейший этап – трассировка печатных плат, проще разводка. Это разработка рисунка соединений микросхем и прочих компонентов схем на будущих платах устройств. По сложившемуся правилу СКБ, конструкторам другого отдела передавалось техническое задание на разводку плат и чертежи принципиальных схем. У нас сроки изготовления были жесткие, и конструкторский отдел отказался от срочного заказа. Даже просьбы начальника СКБ не помогли!
Коллектив приуныл, начальники спешно искали решение проблемы… После коротких раздумий кто-то предложил – а давайте сами сделаем? Идею поддержали все. Каждый взялся за разводку своей платы, и даже старший техник Людочка попросила: «Дайте и мне что-нибудь по-раз-водить!» Все работали с улыбкой и даже удовольствием – знай наших!
Мне еще не приходилось заниматься таким делом, но не боги горшки обжигают! Интуитивно понятно — проводники ответственных сигнальных цепей должны быть короткими. А дальше по принципиальной схеме от одной микросхемы к другой до выхода, как по удобной тропинке к цели.
И мы сделали это, и уложились в сжатые сроки! А начальник СКБ еще долго приводил в пример наше рвение.

Про корпус, кинескоп, железо и прочее…

Что касается конструкции корпуса автомата, его наружного и внутреннего устройства, этим занимались конструктора и промышленные дизайнеры. Им тоже всё было в новинку – от миниатюрных приборов к напольной конструкции с кнопками для игры, вместительными отсеками для размещения кинескопа, электрической и электронной «начинки». Им тоже приходилось решать технические, эргономические и прочие попутные проблемы, вплоть до материала для корпуса и прозрачного защитного экрана для кинескопа.
В качестве экрана для автомата использовался советский кинескоп серийного выпуска. Для «окраски» его черно-белого изображения использовались полупрозрачные полоски разного цвета. Они наклеивались прямо на экран — и это тоже нетривиальная идея…
При изготовлении корпуса, как ни странно, оптимальным материалом оказался ДСП с покрытием из качественного пластика.
По идее дизайнера к празднику 8 марта женщинам отдела из такого же, как на автомате, экологически чистого материала были сделаны «фирменные» разделочные доски с разными рисунками на обратной стороне.

Межведомственные приемочные испытания –

очень важное и значимое событие

Этим занимались руководители разного ранга. По ранее согласованному решению время испытаний — конец декабря 1977 года. Задача комиссии, в состав которой обязательно входили представители объединения «Союзаттракцион» — проверка опытного образца игрового автомата и решение вопроса о его дальнейшей судьбе.
Все было тщательно испытано и проверено. Решение о постановке автомата «Скачки» на серийное производство было принято единогласно.
А мы и не сомневались — вот что значит уверенность!

Геймдизайнер — это всегда геймер

Мы раньше и слов таких не знали. А теперь можно сказать, что был у нас геймдизайнер – это Эдуард Клейнер, руководитель отдела.
Он выбрал прототип будущего игрового автомата с наиболее интересной игровой ситуацией, а также подходящей для внедрения на производстве нашего завода.
Кроме того, сумел так подобрать и объединить наш коллектив, что мы работали вдохновенно и даже с упоением. Спокойно и незаметно он оберегал наш коллектив от всевозможных негативных факторов, опекал нас почти по-отечески. Складывалось впечатление, что он все может.
А психологические «находки» руководителя! Утренние перекусы за общим столом, невзирая на визиты начальства. Коллективные поездки «на картошку» — только всем отделом, а не по одному несколько дней.
Для выпечки картошки на костре был выделен народный умелец, которого не допускали к грязному делу сбора урожая. Его задача – к обеденному перерыву обеспечить тружеников тяжелого труда вкусным и чистым овощем идеальной выпечки! Как же было вкусно – не высказать!!! Ни до, ни после, не испытывала такого удовольствия от картошки!
Казалось бы мелочи. Но все это создавало климат коллектива, в котором легко дышится и побеждается.
«Таких начальников не бывает!» — говорили мне позже жесткие руководители…

Адаптация номер три,

или лень – двигатель прогресса

Процесс подготовки и освоения производства автоматов «Скачки» начался без меня, в это время я находилась в длительном отпуске.
Когда вернулась на работу, меня уже ожидало задание — разработать устройства для проверки и наладки плат игрового автомата. Я сразу даже не смогла оценить объем работы. С ходу не могла представить, как подступиться к своей плате, как ее тестировать? А тут еще и остальные! У меня вдруг земля ушла из-под ног… Работы непочатый край, а серийное производство не за горами!
Есть такой прием от паники – отвлечься чем-то другим. Отдел получил новое помещение, большое и светлое. Обошла и осмотрела все вокруг. Стол руководителя стоял прямо напротив входной двери. Справа довольно многочисленное новое отделение с досками кульманов — конструктора. Лаборатория инженеров схемотехников слева, она тоже увеличилась, добавились новые специалисты. А наша Людочка после окончания института теперь инженер. Растет отдел!
Но думать о задании никак не хотелось. Начала вспоминать. С устройствами проверки малогабаритных приборов мне однажды пришлось познакомиться. Их изготавливали по схемам разработчиков на экспериментальном участке завода в единичных экземплярах. Именно с помощью таких проверочных устройств наладчики цеха проводили проверку, настройку и подготовку изделия при заключительной сборке.
Время шло, но приступить к заданию не получалось. Достала свою принципиальную схему. Смотрю на нее, как на чужую… Встала и подошла к игровому автомату. Один рабочий экземпляр автомата стоял в отделе, и иногда в обеденный перерыв желающие могли немного поиграть. Кто-то тихонько подошел и запустил игру. Я лениво нажимала кнопку, но лошадка часто спотыкалась, игра остановилась, а я все смотрела-смотрела…
И вдруг поняла – экран! Экран будет фиксировать все ошибки! Я чуть не крикнула — эврика! Для проверки и наладки плат можно использовать стандартный блок плат автомата, и на нем тестировать «свежие» платы. А экран кинескопа укажет на все дефекты сборки. И не нужно ничего придумывать! Только собрать и передать в цех такой блок-тестер. Наладчик вынимает плату тестера, на ее место вставляет проверяемую того же типа. Запускает игру, проверяет все игровые моменты на экране. И так идет испытание всех типов плат.
Осталось только убедить начальника отдела. Я была готова бороться до последнего! А он даже не упирался, ведь действительно — все просто и понятно. Фактически это система полуавтоматического тестирования. Убедить начальника СКБ и добиться изготовления проверочного блока автомата, это уже его задача.
Мне же он пообещал: «Будешь сидеть в цехе, и обучать наладчиков!»
«Играть?» — удивленно спросила я.
У нас все получилось! А наладчикам так понравилась проверка наших плат, что и объяснять ничего не пришлось…

Покой нам только снился

А что дальше?
Дальше возникла идея следующего игрового автомата. Как учил Валерий Семенович Палкин, мой первый начальник лаборатории: «Нельзя останавливаться на достигнутом! Процесс должен быть непрерывным!»
Действуем! Конференция по игровым автоматам в Краснодаре. Затем в Москву – согласование и утверждение новой игровой ситуации «Сафари» в объединении «Союзаттракцион».
А дальше — для запуска новой игры частично можно использовать наработки первого автомата. Но появились и новые задачи, поскольку программа игрового процесса сильно изменилась. Дизайнеру нужно было решить, какие животные будут дичью для охоты, и какая растительность будет мешать выстрелам охотника. Окончательный выбор утверждали сообща. В принципиальной схеме блока управления тоже изменения, к примеру – «научить» всадника стрелять, а дичь бегать с разной скоростью и направлением, в зависимости от ее вида. С такими объектами на экране обсуждение проходило весело, а для посторонних даже смешно. Работы хватало всем, и она продолжалась уже на фоне серийного производства автомата «Скачки».
Межведомственные приемочные испытания нового игрового автомата прошли так же успешно, как и в первый раз. Решение принято — серийному производству «Сафари» быть!
А дальше?
Дальше будем прощаться — меня переманили в Ленинград, и пришлось расставаться с любимыми «игрушками»…

Неоценимую помощь и поддержку

при создании материала

постоянно оказывала

Людочка – Людмила С.

Она и сейчас живет в городе Омск…

Музей благодарит Флорину Рожнову за предоставленные фотографии, документы и важные сведения о разработке автоматов. Все материалы опубликованы с ее разрешения.