Интервью с разработчиком
ВЛАДИМИР БАРКОВЕЦ
Главный инженер и главный конструктор "Союзаттракциона" — о своей работе над игровыми автоматами в СССР
Владимира Викторовича можно назвать родоначальником игровых автоматов в СССР. Сейчас ему семьдесят пять лет, он помнит, как автоматы впервые появились в Союзе, помнит, что происходило на выставке "Аттракцион-71", а за изобретение автомата "Репка" ему вручили медаль за успехи в развитии народного хозяйства.
Владимир Викторович работал в конторе "Союзатрракциона" в Москве, на улице Рылеева, 25 (сейчас — Гагаринский переулок). Он заведовал отделом новой техники, был главным инженером и конструктором.

Контора "Союзаттракциона" на улице Рылеева, 25 (Гагаринский переулок) тогда и сейчас.

— Здравствуйте, Владимир Викторович. Вы помните выставку автоматов в 1971-м году?

— Да, мне тогда было около двадцати лет, я уже работал в “Союзаттракционе”. Выставки прошли в Парке Горького и в Измайловском парке - я знаю, что их на корню закупили. Полностью, ни один владелец аттракциона назад ничего не увез обратно.

После этого встал вопрос - как воспроизвести у нас подобные машины. Вышло постановление “Совмина”, как сейчас помню - "2401Р", которое обязывало предприятия, “почтовые ящики”: Минэлектронпром, Минсудпром, Министерство Приборостроения - очень серьезные предприятия оборонного значения - чтобы они делали игровые автоматы. Им это засчитывалось в товары народного потребления. Правительство хотело их как-то заинтересовать, и делать не ложки с кастрюлями, а игровые автоматы все-таки интереснее, плюс рентабельность у автоматов была очень приличная. Поскольку это были серьезные предприятия, и принимали у них продукцию военпреды, автоматы получались очень надежными.
— В чем заключалась ваша работа?

— Нам постановлением "Совмина" дали функцию заказчика. Поэтому мы ездили по стране на приемо-сдаточные испытания. Опытный образец испытывали на заводе, и мы давали рекомендации на серию. Сначала была установочная партия, потом промпартия, чтобы можно было посмотреть слабые узлы и доработать их. У нас была обратная связь с эксплуататорами - мы набирали статистику отказов, связывались с заводами и говорили, какой узел наиболее слабый, чтобы его можно было доработать. У нас даже был экспериментальный зал в Союзаттракционе. Мы автоматы испытывали, как они себя ведут с точки зрения надежности.
— Вы помните, какие автоматы были именно советскими разработками?

— Например, "Репку" я придумал и получил за это медаль. И премию от своей организации. Одна серебряная и две бронзовые медали сохранились - мне их выдало ВДНХ за успехи в развитии народного хозяйства, связанные с игровыми автоматами.
"Память" - наша разработка, но я не помню, на каком заводе он делался. Все предприятия, на которых делались автоматы, были закрытыми, у нас была форма допуска, чтобы туда попасть.
"Городки", "Викторина" - тоже чисто наши разработки. Мы засекали время, за пятнадцать минут люди в игре запоминали все дорожные знаки - благодаря элементу соревнования. Это же потрясающе.
Например, "Репку" я придумал и получил за это медаль. И премию от своей организации.
— А как происходил процесс разработки автомата? С чего все начиналось?

— В свое время Союзаттракцион расформировали, сделали ЦНИЛАТ (Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционов) на его базе. Преобразования делались от Министерства Культуры. В ЦНИЛАТ был отдел перспективных разработок, который я возглавлял, и отдел социологических исследований. Надо было разрабатывать терминологию, соответствующую этой технике. (Например, автоматы, над которыми мы работали - без денежного приза - игровые, а с денежным призом назывались игральные). Мы закладывали характеристики будущего изделия, писали ТЗ предприятию, где планировали разместить изготовление. На основании этого ТЗ мы разрабатывали всю документацию и технические условия. Был такой ГОСТ, "15.001-73" - "Разработка и постановка продукции на производство". По нему разрабатывался этот документ, мы его согласовывали, доводили до опытного образца, и смотрели, рекомендовать его в серию или нет.

— А заводы как-то были мотивированы на изготовление игровых автоматов?

— Был этап присвоения высшей категории качества изделию. Для этого собиралась комиссия от министерства и заказчики. Для завода это престижно, ведь первая высшая категория - это премия всему заводу. Знак качества давали, пятиугольничек такой, может помните?
— Как вы понимали, какой автомат наиболее интересен? 

— Интерес к игре определялся коммерцией. Все автоматы пользовались популярностью, для советского человека они были в новинку, диковинкой. Даже заграницей они показали себя очень успешно, мы же ездили с ними в соц. страны, устраивали выставки.
— Расскажите, пожалуйста, про эти поездки. Кто их организовывал?

— Точно помню, что это были Болгария, Венгрия, Чехословакия. Финансировал подобные мероприятия Союзатрракцион - это была богатая организация, существовали свои дирекции дирекции - Поволжская, Ленинградкая, разные другие... Они занимались эксплуатацией аттракционной техники, в том числе автоматами. Так что могли позволить себе финансировать любую поездку. 
— И как проходили зарубежные выставки?

— Нам давали зал, обычно на десять-пятнадцать автоматов. Мы делали распорядок по сеансам, потому что народу выстраивалось... как в Мавзолей Ленина очередь была! (смеется). Поэтому мы делали так - запускали группу людей, около двадцати человек, на полчаса. Они играли по монеткам, за деньги. Потом запускали следующую группу. 
— Помните какой-нибудь интересный случай оттуда?

— В Болгарии нас повезли после выставки на меховую фабрику, и сказали - можете выбрать себе дубленку любого фасона. За деньги конечно - но это был дефицит, они тогда только появились, большой удачей было купить и привезти. У нас дубленок не было. 
Я размера жены не знал, мне привели швейных работниц - сказали выбирайте по фигуре, какая похожа на вашу жену. Я выбрал, дубленка оказалась как влитая. 
Музей благодарит главного инженера Владимира Барковца за предоставленные сведения о разработке автоматов. Все материалы опубликованы с его разрешения.